Кровля из волнистых асбестоцементных листов
Волнистые листы по своему размеру в 5 раз больше плоских; размеры их - 1200х680 мм, толщина - 5,5 мм, масса - 8,5 кг. К волнистым листам дополнительно изготовляют детали в виде уголков (типа У-120 и У-90), лотков и коньковых элементов КПО-1 и КПО-2.
Уголками отделывают трубы, покрывают ендовы или разжелобки; лотками покрывают ендовы. Коньковые элементы используют для покрытия верха крыш.
При укладке волнистых листов уменьшается (по сравнению с плоскими) количество стыков, что придает кровле большую водонепроницаемость; волны придают листам большую жесткость, повышают сопротивление изгибу.
Наружная (лицевая) сторона листов и деталей всегда гладкая (рис. 158).
Каждую сторону листа и детали обязательно крепят тремя-четырьмя гвоздями (шурупами) длиной от 70 до 90 мм, для которых предварительно в гребнях волн сверлят отверстия на 2 - 3 мм больше, чем диаметр гвоздей (шурупов с полукруглыми головками).
Уклон кровли для волнистых листов колеблется от 25 до 45°; чем круче скат, тем ниже водопроницаемость крыши, однако материалов на крутой скат уходит больше. Настил делают из досок нужной толщины или брусков сечением не менее 60х60 мм, которые располагают один от другого на расстоянии 530 мм. Для карниза брусок берут сечением 66 мм, для конька - сечением 70х90 мм.
Укладывают листы горизонтальными рядами, причем так, чтобы их кромки перекрывались на величину волны (в крайнем случае полуволны).
При уклоне кровли до 30° каждый вышележащий ряд должен напускаться на нижележащий на 120 - 140 мм, а при более крутом уклоне - на 100 - 120 мм.
Свесы карнизов можно делать или сразу из волнистых листов, или оборудуя предварительно желоб из оцинкованной (можно из покрашенной с обеих сторон черной) кровельной стали. На карнизный свес из кровельной стали первый волокнистый лист укладывают с напуском не менее 100 мм.
Листы на свесе карнизов крепят двумя стальными оцинкованными противоветровыми скобами, которые должны находиться точно против верхнего гребня волны.
Ходовые мостики крепят скобами толщиной 6 и шириной 40 мм. При креплении листов под шляпки гвоздей (шурупов) подкладывают по две круглые или квадратные шайбы диаметром 25 - 30 мм. Шайбы, соприкасающиеся со шляпкой гвоздя (шурупа), должны быть из оцинкованной кровельной стали, а соприкасающиеся с листом - из резины или двух-трех слоев толя (рубероида).
Обрешетка и крепление к ней волнистых листов показаны на рисунке 159.
Листы можно укладывать вразбежку, когда их продольные кромки находятся в разных местах, или с совмещением кромок по всей длине. Последнее покрытие из асбестоцементных листов считается более красивым.
Покрытие вразбежку выполняют так. Карнизный свес из кровельной стали не делают. Листы же кладут в следующей последовательности. К свесу опалубки или карнизному бруску обрешетки прибивают уравнительные рейки или подкладки толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм (можно прибить и доску, но так, чтобы она была на 6 мм выше уложенной обрешетки). Затем на расстоянии 70 мм от бруска свеса туго натягивают шнур или прибивают доску, позволяющие строго по прямой уложить первые листы. Уложенный по шнуру (доске) первый лист с напуском за обрешетку фронтона на одну волну крепят гвоздями или шурупами. Делают это так. На гребне второй волны у нижнего края листа сверлят отверстие, на гвоздь (шуруп) надевают шайбу из кровельной стали, а затем из резины (толя, рубероида), покрытую с двух сторон густотертой масляной краской или жидкой замазкой на натуральной олифе. В отверстие гвоздь забивают (шуруп завертывают) до тех пор, пока из-под шайбы не выступит излишек краски или замазки. Краску (замазку) приглаживают, обмазывая при этом шляпку гвоздя и стальную шайбу. Точно так же крепят лист и в других точках. Вбитые гвозди и шайбы закрашивают масляной краской одинакового с листами цвета.
Уложив по спуску первый ряд листов, приступают к укладке второго, затем третьего и т. д.
Покрытие с совмещением продольных кромок требует обязательной подготовки листов, заключающейся в срезке углов (рис. 160).
Порядок покрытия следующий. К свесу обрешетки прибивают уравнительную рейку толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм. Как и при покрытии вразбежку, в 700 мм от бруска натягивают шнур или прибивают доску. Затем определяют, с какой стороны будет вестись укладка листов: слева направо или наоборот. В первом случае у листов срезают левые углы, во втором - правые.
В зависимости от величины нахлестки листов определяют и размеры срезаемых углов. Обычно их срезают по длине листа на 120 - 140 мм, а по ширине - на 103 мм, используя ножовку с мелкими зубьями (рис. 160,а).
Листы можно укладывать и без срезки углов, но тогда между ними останется большой зазор, т. е. не будет плотной нахлестки (рис. 160,6). Это серьезный недостаток, поскольку в такие зазоры при ветреной снеговой погоде будет забиваться много снега, при таянии которого вода может попасть на чердак. Стыковые швы при больших зазорах нужно обязательно замазывать раствором или мастикой.
Кроме того, в местах стыкования необрезанных кромок образуется довольно большое утолщение (в пределах 22 мм). Одновременно кромки листа 4 (см. рис. 160,6) неплотно накроют лист 2 и лист 3, в результате этот лист будет на 16 мм, как бы висеть над обрешеткой. При большой снеговой или какой другой нагрузке лист 4 может лопнуть.
Рассмотрим конкретный пример укладки листов с совмещением продольных кромок. Необходимо покрыть скат крыши в три ряда по четыре листа в каждом; направление кладки - слева направо. Для работы необходимо 12 пронумерованных листов. У двух листов 1 не срезают углы, у четырех листов 2 срезают верхние левые углы; у четырех листов 3 срезают нижние правые углы; у двух оставшихся листов 4 срезают по два противоположных угла: вверху - левый, внизу - правый (рис. 160, в).
Подготовленные листы укладывают в следующей последовательности. Точно по шнуру кладут лист, помеченный цифрой 1, и прибивают его с левой стороны. Затем на него последовательно укладывают листы, помеченные цифрой 2. Эти листы должны перекрывать кромку нижележащего листа всем срезанным углом.
Уложив первый ряд, приступают ко второму. В первую очередь кладут лист, помеченный цифрой 3, затем - два листа, помеченные цифрой 4, и один лист, помеченный цифрой 2. Уложив и укрепив листы второго ряда, приступают к третьему: сначала кладут три листа, помеченных цифрой 3, затем лист, помеченный цифрой 1.
Укладывая второй, третий и последующие ряды, надо помнить, что их срезанные углы не должны примыкать своими кромками вплотную друг к другу, а иметь зазор 3 - 4 мм, необходимый на случай температурного расширения.
Покрытие справа налево ведут точно так же, только углы срезают с противоположной стороны листов.
Обделка труб - ответственная операция. При устройстве вокруг трубы воротника с трех ее сторон (боковых и нижних) кладут уголки У-120, а сверху - уголок У-90 (рис. 161). Прежде всего с лицевой стороны трубы (если смотреть снизу ската) укладывают передний уголок У-120. При этом с боковых его сторон обязательно срезают верхние изогнутые части, причем так, чтобы боковые, уголки У-120 плотно примыкали к переднему. Закрепив передний уголок, укладывают боковые, у которых также срезают верхние части, оставляя нижние длиной не менее 150 мм.
Затрубный уголок (У-90) ставят и крепят в самую последнюю очередь, причем так, чтобы он перекрыл ранее уложенные.
Указанный воротник можно делать из двух половинок - как при покрытии плоскими плитками.
Покрытие разжелобка нужно выполнять, используя лотки и с особой тщательностью, поскольку это самое капризное в смысле водонепроницаемости место. Прежде всего под разжелобок делают сплошную обрешетку. При укладке первого лотка, начиная снизу вверх, его нижнюю кромку подрезают по контуру карнизного свеса (у последнего к коньку лотка приходится делать то же самое). Для крепления лотков в каждой их кромке сверлят по три отверстия, расположенных так, чтобы они закрывались листами.
Около разжелобков волнистые листы кладут сначала без крепления, намеленным шнуром отбивают линии обреза листов с таким расчетом, чтобы их кромки перекрывали кромки уложенных лотков не менее чем на 150 мм. Обрезанные листы крепят к обрешетке.
Если нет заводских лотков, можно применять кровельную (лучше оцинкованную сталь). Однако и ее кромки должны перекрываться листами на указанную выше величину.
Покрытие слуховых окон можно выполнять волнистыми асбестоцементными листами или кровельной оцинкованной сталью. Боковые и передние стороны окна кроют уголками У-120, обрезая и укрепляя их так, как было сказано выше. Гладкие боковые стороны слуховых окон покрывают или плоскими плитками, или кровельной сталью (рис. 162).
Покрытие конька (рис. 163) выполняют в такой последовательности. Прежде всего к коньку крепят брусок сечением 70х90 мм, а к последнему - стальные (сечением 60х40 мм) скобы для крепления ходовых мостиков. Скобы располагают на расстоянии 2 м друг от друга и крепят гвоздями длиной 90 - 100 мм, причем так, чтобы они не вышли на лицевую сторону бруска и не ослабили крепления скоб. К первому бруску прибивают так называемый коньковый брусок сечением 60х100 мм с закругленной верхней гранью, необходимой для более плотного прилегания коньковых элементов. Сверху этот брусок по всей длине покрывают полосками толя или рубероида (можно в два слоя) и кладут на него коньковые элементы кпо.
Сначала укладывают коньковый элемент КПО-1, причем так, чтобы его широкий раструб был направлен в сторону фронтона. На другую сторону элемента кладут коньковый элемент КПО-2, перекрывая первый на 100 мм. Размечают отверстия для крепления элементов к бруску, для чего через оба конца по продольной оси выпуклой части элемента сверлят по два отверстия. По два отверстия сверлят и на плоском отвороте каждого уложенного конька; эти отверстия должны проходить через гребни волн уложенных листов основного покрытия. Крепят элементы гвоздями (шурупами) с двумя шайбами (одна из кровельной стали, другая мягкая). Шайбы предварительно намазывают жидкой замазкой или густотертой краской. Зазоры между листами замазывают цементным раствором состава 1 :3, добавляя в него рубленую пеньку, паклю, очесы и т. п.